2023 год станет рекордным по продажам новых грузовиков.

Бурный рост рынка новых грузовых автомобилей в России по итогам 2023 г., как ожидается, приведет к установлению нового рекорда по объему их продаж. Такой прогноз дали «Ведомостям» в аналитических агентствах «Автостат» и «Автостат инфо».

«Автостат» ожидает, что в 2023 г. объем продаж новых грузовиков (от 3,5 т до 40 т) будет находиться в диапазоне от 126 000 до 154 000 единиц, говорит представитель агентства. Рост рынка в таком случае составит от 50 до 83%. По итогам трех кварталов этого года продажи уже выросли на 81% в годовом выражении до 105 800 грузовиков, напоминает собеседник.

Для сравнения: за весь прошлый год в России было продано 84 200 единиц такой техники, в 2021 г. – 99 700 шт. Рекордным пока остается 2012 год, когда в РФ было продано 128 900 новых грузовых машин.

Этот сегмент рынка в 2023 г. вполне может установить новый рекорд и выйти на уровень продаж в 150 000 шт., полагает представитель «Автостат инфо». Такой показатель во многом будет обеспечен за счет продаж тяжелых (14–40 т) грузовиков, отмечает собеседник. Причем структура этого рынка полностью поменялась, признает он.

Эксперты и участники рынка грузоперевозок называют комплекс причин, породивших бум продаж новой грузовой техники. Прежде всего, сказывается эффект низкой базы 2022 г., когда резко остановились поставки в Россию продукции большинства зарубежных производителей. Из России после начала СВО на Украине ушли Volvo Trucks, Mercedes, Scania, MAN, DAF, Iveco, Renault, Mitsubishi, Fuso, Isuzu. Оперативно найти им замену автоперевозчики просто не смогли.

В свежем обзоре «Эксперт РА» (есть у «Ведомостей») по рынку лизинга транспортных средств (ТС) отмечается, что крупные автоперевозчики и строительные компании «активно закрывают дефицит парка» китайскими машинами, а развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики «стимулируют наращивание грузоперевозок и спрос на соответствующую технику».

«В условиях, когда производители из Европы прекратили поставки машин, запчастей и отзывают лицензии на сервисное обслуживание, нам пришлось выбирать китайские машины», – подтверждает глава автотранспортного филиала «Автобана» Константин Коуров. С поставками самосвалов и запчастей из КНР, по его словам, «нет проблем», а цена китайского самосвала в 2–3 раза ниже, чем европейского.

Руководитель департамента логистических продуктов СДЭК Николай Пахомов говорит, что раньше компания активно пользовалась фурами Mercedes, но сейчас такого предложения нет на рынке. «В связи с этим мы анализируем предложения и ищем новые оптимальные решения, соответствующие нашим требованиям», – отметил топ-менеджер.

Другой причиной подъема спроса на грузовики стал бурный рост автоперевозок грузов, который потребовал увеличения автопарков транспортных компаний. По данным Росстата, за девять месяцев 2023 г. грузооборот автотранспорта в России вырос год к году на 17,9%. Важнейшую роль в наращивании грузоперевозок сыграла активная реализация крупных инфраструктурных проектов – например, ускоренное строительство новой магистрали М12 «Восток», где задействовано огромное количество самосвалов. Господдержку (льготный лизинг), рост автомобильных грузоперевозок и цен на грузовики, а также реализацию инфраструктурных проектов называют в качестве драйверов роста также аналитики Kept в обзоре рынка автолизинга (есть у «Ведомостей»).

Эксперты говорят и об эффекте отложенного спроса: «Покупатели грузовой техники из-за неопределенности в 2022 г. откладывали ее приобретение. Сейчас же все предельно ясно: европейцы не вернутся, но есть альтернатива в виде китайских автомобилей», – пояснил пресс-секретарь «Автостата» Азат Тимерханов. Кроме того, на рынке есть объективная необходимость постепенной замены стареющей и требующей дорогого ремонта техники западных марок. Средний возраст грузового автомобиля в России увеличился с 18,9 года в 2015 г. до 21,6 года на середину 2021 г., говорится в обзоре «Эксперт РА». При этом на начало 2023 г. доля ТС старше 10 лет достигла 69%. Содержание, обслуживание и ремонт таких машин потребовали увеличения расходов из-за резкого падения в 2023 г. курса рубля к евро и доллару.

Запасные части КАМАЗ и УАЗ в Перми компания КомплектАвто

Промышленная ул., 22

пн-пт 09:00–18:00; сб 10:00–16:00

+7 (342) 205-51-91